LA  METROLOGIE  EST  QUALITE  DES  MEASURES

 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

 

Метрология. Теория

 

1 Законодательная метрология (Ю.А.Богомолов)

 

1.1. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ПРАВА

1.2. СТАНДАРТИЗАЦИЯ В РЫНОЧНЫХ УСЛОВИЯХ

1.3. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЗАКОНА РФ «Об обеспечении единства измерений»

1.4. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МЕТРОЛОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.5. О МЕТРОЛОГИЧЕСКОМ КОНТРОЛЕ

1.6. О ПОВЕРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.7. ПОВЕРКА СРЕДСТВ ИЗМЕРЕНИЙ НА ПРЕДПРИЯТИИ

1.8. КАЛИБРОВКА СРЕДСТВ ИЗМЕРЕНИЙ

1.9. ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕТРОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИЗМЕРЕНИЙ НА ПРЕДПРИЯТИИ

1.10. АККРЕДИТАЦИЯ МЕТРОЛОГИЧЕСКИХ СЛУЖБ НА ТЕХНИЧЕСКУЮ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

1.11. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ МЕТРОЛОГИЧЕСКИХ НОРМ

 

 

1.6. О ПОВЕРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Не делайте неправды в суде, в мере, в весе и в измерении: да будут у вас весы верные, гири верные, ефа верная и гин верный» (Библия, Ветхий завет. Третья книга Моисея, Левит).

Техническое средство можно использовать для измерений только в том случае, если оно является средством измерений (СИ), т.е. имеет нормированные метрологические характеристики [6.1]. Эти характеристики закладываются при разработке СИ, обеспечиваются в процессе его изготовления и контролируются при выпуске из производства, а также - периодически в эксплуатации.

В соответствии с [6.2], поверка средства измерений - установление пригодности средства измерений к применению на основании экспериментально определяемых метрологических характеристик и контроля их соответствия установленным требованиям.

Суть поверки сводится к передаче рабочим средствам измерений (РСИ) размера единиц величин от исходных эталонных средств в соответствии с установленным порядком. Этот порядок предусматривает наличие соответствующих государственных первичных эталонов единиц величин, поверочных схем, технического оснащения, методик поверок, нормативного обеспечения, специалистов - поверителей, а также - соответствующей системы.
Обязательность поверки вводится Законом РФ «Об обеспечении единства измерений» (далее по тексту - Закон). Ст. 15 Закона устанавливает: «Средства измерений, подлежащие государственному метрологическому контролю и надзору. подвергаются поверке органами Государственной метрологической службы при выпуске из производства или ремонта, при ввозе по импорту и эксплуатации. Допускается продажа и выдача напрокат только поверенных средств измерений». Из этого следует, что не все находящиеся в эксплуатации средства измерений подлежат поверке. Поверяются только СИ, используемые в сферах распространения государственного метрологического контроля и надзора (Ст. 13 Закона). Для остальных используемых средств измерений Закон предлагает калибровку.

Принять решение о номенклатуре СИ. подвергающихся поверке, не всегда просто; ни тип СИ. ни его сложность, ни его эффективность для производства не являются критериями отнесения его к перечню СИ, подлежащих поверке. Закон в Ст. 13 однозначно установил, что вопрос обязательности поверки решается исходя из места применения средства измерений; это - области государственных интересов, сферы государственных функций (основных направлений деятельности государства), именно они являются сферами распространения государственного метрологического контроля и надзора (ГМКиН). Задача находит корректное решение только в рамках определенного предприятия. По мере расширения масштабов применения СИ при переходе от предприятия к объединению, министерству, ведомству приходится сталкиваться с тем, что СИ одного и того же типа могут использоваться, например, как во внутренних технологических процессах, так и при измерениях или контроле в области экологии. В первом случае метрологические характеристики СИ рекомендуется подтверждать калибровкой, второй случай требует поверки. Определенную помощь в решении этой задачи может оказать публикуемый в этом номере журнала документ МИ 2273-93 «ГСИ. Области использования средств измерений, подлежащих поверке».

Когда предприятие составляет перечень средств измерений, которые будут подвергаться поверке, в соответствии с действующим порядком предприятие самостоятельно утверждает этот перечень. Однако далее эти СИ оказываются под государственным метрологическим надзором, и полнота этого перечня может вызвать сомнения у государственного инспектора по обеспечению единства измерений. Поэтому целесообразно перед утверждением этого перечня согласовать его с органом государственной метрологической службы (Центром стандартизации, метрологии и сертификации - территориальным органом Госстандарта России), Целесообразно в перечне указывать не только тип СИ, но и его заводской номер; допускается вместо заводских номеров однотипных приборов указать их количество, но этот вопрос желательно согласовать с органом ГМС. Такой подход облегчает планирование объемов поверочных работ и снимает возможные разногласия по отнесению имеющихся на предприятии СИ к поверяемым при проведении государственного метрологического надзора.

Весьма важным является вопрос первичной поверки СИ при выпуске из производства. В принципе, она обязательна только для СИ, которые будут использоваться в сферах ГМКиН, для применения вне этих сфер достаточно провести первичную калибровку СИ, Однако, когда приборостроительное предприятие планирует организовать серийное производство средства измерений, целесообразно провести его испытания с целью утверждения типа, включить его в Государственный реестр средств измерений и организовать первичную поверку при выпуске из производства. Такие СИ могут использоваться во всех сферах и в т.ч. сферах распространения ГМКиН, что расширяет круг их потребителей. Далее потребители могут использовать это СИ, осуществляя периодическую калибровку, но, приобретая его, они не ограничивают себя в областях применения.

На сегодня в России в эксплуатации находится около одного миллиарда средств измерений; если хотя бы половина из них нуждается в поверке, то этот объем работ не соответствует техническим и организационным возможностям Государственной метрологической службы (ГМС). Ст. 15 Закона предусматривает: «По решению Госстандарта России право поверки средств измерений может быть предоставлено аккредитованным метрологическим службам юридических лиц... Порядок аккредитации определяется Правительством Российской Федерации». В свою очередь. Госстандартом России выпущен документ ПР 50-2.014-96 «ГСИ. Аккредитация метрологических служб юридических лиц на право поверки средств измерений».

Органы ГМС принципиально заинтересованы в поддержании высокого уровня обеспечения единства измерений на своей территории; делегирование права поверки предусмотрено Законом и является объективной необходимостью. Важным моментом для предприятия, желающего получить право поверки, является умение весомо представить аргументы к этой аккредитации, особенно показать экономический эффект, который может проявиться в снижении цены на выпускаемую продукцию иди повышении ее качества. Следует добавить, что ранее действовавшие подходы к поверке, т.е. ее разделение на государственную и ведомственную - не могут быть перенесены на установленный Законом порядок разделения на поверку и калибровку. т.к. используются принципиально различные критерии разделения и предлагаемая Законом калибровка СИ не является аналогом ранее проводимой ведомственной поверки. Закон установил единую поверку, не зависящую от места ее проведения.

Поверочная деятельность весьма ответственна, достаточно сложна технически и организационно, поэтому установлен определенный порядок возложения обязанностей на специалистов, осуществляющих поверку - ПР 50.2.012-94 «ГСИ. Порядок аттестации поверителей средств измерений». Следует учесть, что аттестация предусматривает предварительную профессиональную подготовку поверителя в специализированном учебном заведении, имеющем на то соответствующие полномочия-

Поверка средств измерений - это изобретение далеко не последних лет. Со времен Киевской Руси [6.3] имеются свидетельства о существовании эталонов. Так, «золотой пояс» великого князя Святослава Ярославича (1073-1076) равнялся 108 см. О нем сказано: «Се мера и основание». Метрологический порядок был представлен в «Уставе о церковных судах и о людех и о мерилах торговых». Там сказано, что переданные на хранение епископу меры надлежало «блюсти без пакости, ни умаливати, ни умноживати и на всякий год взвешивати». Предусматривались весьма серьезные наказания за порчу средств измерений («казнить близко к смерти», иногда с конфискацией имущества).

С XVI века до нас дошли сведения о существовании «казенных», «печатных», «орленых» мер, которые рассылались из Москвы. Действовали «Померные избы» -крупные учреждения по поверке. «Померный голова» посылал «Целовальников» (контролеров) по Москве и «по большим улицам и по всем слободам хресцом» для наблюдения за правильностью мер. Кабацкий голова давал обязательство; «Винных ведер и кружек и чарок и полукружек не убавливать и не переменивать». Покупателям предоставлялось право взвешивать товар самостоятельно или с помощью избранного третьего лица: «А пудовщиком и их робятам у купца и у продавца их товару не весити;

а весят товар свой сами или кого себе третьего излюбят» -

История показывает, что в России государственная функция «обеспечение единства измерений» всегда выполнялась на высоком уровне. Так, немец-опричних Генрих Штаден в своих «Записках» говорит об Иване Грозном: «Нынешний великий князь достиг того. что по всей Русской земле, по всей его. державе одна вера, один вес. одна мера».

Рекомендуемая литература:

6.1. ГОСТ 8.009-84 «ГСИ. Нормируемые метрологические характеристики средств измерений»

6.2. Основные термины в области метрологии. Словарь-справочник. М. Изд-во стандартов,1989

6.3. Н.А. Шостьин. Очерки истории русской метрологии. М. Изд-во стандартов. 1975