LA  METROLOGIE  EST  QUALITE  DES  MEASURES

 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

 

Метрология. Теория

 

1 Законодательная метрология (Ю.А.Богомолов)

 

1.1. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ПРАВА

1.2. СТАНДАРТИЗАЦИЯ В РЫНОЧНЫХ УСЛОВИЯХ

1.3. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЗАКОНА РФ «Об обеспечении единства измерений»

1.4. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МЕТРОЛОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.5. О МЕТРОЛОГИЧЕСКОМ КОНТРОЛЕ

1.6. О ПОВЕРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.7. ПОВЕРКА СРЕДСТВ ИЗМЕРЕНИЙ НА ПРЕДПРИЯТИИ

1.8. КАЛИБРОВКА СРЕДСТВ ИЗМЕРЕНИЙ

1.9. ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕТРОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИЗМЕРЕНИЙ НА ПРЕДПРИЯТИИ

1.10. АККРЕДИТАЦИЯ МЕТРОЛОГИЧЕСКИХ СЛУЖБ НА ТЕХНИЧЕСКУЮ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

1.11. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ МЕТРОЛОГИЧЕСКИХ НОРМ

 

 

1.1. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ПРАВА.

На сегодня метрологическая деятельность регулируется Законом Российской Федерации «Об обеспечении единства измерений». Из этого следует, что эта деятельность включена в общую систему права и с одной стороны имеет свои специфические нормы, с другой - должна тесно взаимодействовать с общей системой государственного управления и государственной системой общеобязательных норм.
История государства и права России - наука и историческая, и юридическая; в отличие от отраслевых юридических наук изучает развитие государственно-правовых явлений в их целостности, единстве, взаимосвязи и взаимозависимости.
Право в России всегда отличалось высокой организацией, логичностью построения и четкостью норм.

В 1997 г. решением Генеральной ассамблеи ЮНЕСКО праздновалось 500-летие российского Судебника, в Москве была проведена международная научная конференцня.

Судебник 1497 г. - это первый законодательный кодекс Российского государства, первая попытка гражданского правового регулирования основных взаимоотношений.

Создание Судебника возглавил Иоанн III (1462-1505), при составлении были использованы: Русская Правда - законодательный кодекс Древней Руси; княжеские уставные грамоты; Законы Великого княжества Литовского; кодексы других стран.

Российский Судебник был принят в сентябре 1497 т. «великим князем всея Руси» Иоанном III вместе с Боярской думой.

Это был средневековый свод законов с вертикальной структурой судебной власти, подчиняющейся единому арбитру - государю. Вместе с тем, это была попытка становления гражданского общества, правового государства, естественно, в средневековом понимании.

В основе Судебника были заложены принципа христианства, нравственности и справедливости; по своей сути Судебник был направлен на защиту государственного порядка, личности человека, защиту прав собственности.

Судебник представлял собой общегражданский кодекс, обращенный ко всем людям, любому человеку; он запрещал совершать антиобщественные поступки, воровать, грабить, давать и брать взятки. Судебник содержал 68 статей, первая включала: «...И всякому судне посула от суда не имати никому. А судом не мстити, ни дружите никому».

Сегодня, на рубеже XIX и XX веков, остро стоят вопросы перехода общества на новый уровень цивилизации; организации четкого правового регулирования взаимоотношений государства и личности, субъектов хозяйственной деятельности на основе высокой человеческой духовности, морали и нравственности.

Устойчивость государственной системы в значительной степени зависит от организации институтов власти, обеспечивающих выполнение основных государственных функций, например - охрана здоровья человека, окружающей среды, границ государства и т.д. Не вызывает сомнений, что стабильность в области экономики и финансов напрямую зависит от полнокровности валюты, и как следствие -недопущения в обращение фальшивых денег. Для науки и техники аналогом обозначенного примера является недопущение «фальшивых измерений», которые от имени государства должны преследоваться по закону, что требует со стороны государства проведения определенных мероприятий.

Осуществление практической работы по реализации государственных функций возлагается на систему государственных органов, учреждений и организаций, что составляет механизм государства. Составной частью механизма государства. имеющей собственную структуру и определенные законом полномочия по управлению конкретной сферой является государственный орган. В рамках государства, а также конкретной государственной функции устанавливается система общеобязательных норм - право; при этом правила взаимодействия людей, объединений в обшестве устанавливаются нормами, в общем случае - обязывающими, уполномочивающими или запрещающими. Нормы права устанавливаются в результате деятельности компетентных органов государства, эта деятельность называется право-творческой деятельностью. Реализация требований правовых норм это - правоисполнительская деятельность. И поскольку возможно невыполнение установленных норм, необходима правоохранительная деятельность, т.е. - охрана и защита права путем применения юридических мер воздействия к правонарушителям.

Источниками права являются официальные государственные документы (законы, указы) в которых закрепляются правовые нормы. С другой стороны источник права это - способ воплощения и закрепления юридических норм.

Государственный акт правотворчества, устанавливающий, изменяющий или отменяющий правовые нормы, изданный в установленном порядке уполномоченным на то государственным органом, называется нормативно-правовым актом; он действует во времени, по территории, предмету действия и по кругу лиц. Установлены два вида нормативно-правовых актов: конституция - единый правовой акт, посредством которого учреждаются основные принципы устройства государства, имеет основополагающий характер, является ядром системы права, обладает высшей юридической силой и верховенством; и закон - акт, принимаемый в особом законодательном порядке, обладающий высшей юридической силой, регулирующий наиболее важные отношения. Акты правотворчества, конкретизирующие основные положения закона (не должны противоречить законам), принимаемые органами исполнительной власти, называются подзаконными актами; они подразделяются на общие, местные, ведомственные и внутриорганизационные.

Граждане и организации, которые в соответствии с нормами права являются носителями юридических прав и обязанностей (физические и юридические лица) являются субъектами правоотношений.

В соответствии со ст. 71 Конституции Российской Федерации «стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени» находятся в ведении Российской Федерации. 27 апреля 1993 г. Постановление (No 4871-1) Верховного Совета Российской Федерации ввело в действие Закон РФ "Об обеспечении единства измерений", ст. 4 которого установила «Государственное управление обеспечением единства измерений». Таким образом «обеспечение единства измерений» отнесено к государственным функциям и организована система государственного управления.