LA  METROLOGIE  EST  QUALITE  DES  MEASURES

 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

 

Метрология. Теория

 

1 Законодательная метрология (Ю.А.Богомолов)

 

1.1. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ПРАВА

1.2. СТАНДАРТИЗАЦИЯ В РЫНОЧНЫХ УСЛОВИЯХ

1.3. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЗАКОНА РФ «Об обеспечении единства измерений»

1.4. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МЕТРОЛОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.5. О МЕТРОЛОГИЧЕСКОМ КОНТРОЛЕ

1.6. О ПОВЕРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.7. ПОВЕРКА СРЕДСТВ ИЗМЕРЕНИЙ НА ПРЕДПРИЯТИИ

1.8. КАЛИБРОВКА СРЕДСТВ ИЗМЕРЕНИЙ

1.9. ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕТРОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИЗМЕРЕНИЙ НА ПРЕДПРИЯТИИ

1.10. АККРЕДИТАЦИЯ МЕТРОЛОГИЧЕСКИХ СЛУЖБ НА ТЕХНИЧЕСКУЮ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

1.11. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ МЕТРОЛОГИЧЕСКИХ НОРМ

 

 

1.11. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ МЕТРОЛОГИЧЕСКИХ НОРМ

Закон РФ "Об обеспечении единства измерений" в ст. 25 установил:

«Юридические и физические лица, а также государственные органы управления Российской Федерации, виновные в нарушении положений настоящего закона, Hecyi в соответствии с действующим законодательством уголовную, административную либо гражданско-правовую ответственность».

Краткость записи связана с тем. что Закон устанавливает положения для сфер обеспечения единства измерений, что касается порядка и меры ответственности за возможные нарушения, то они устанавливаются соответствующими сферами права.

Предусмотренную законодательством необходимость должного поведения называют юридической обязанностью. В случае отступления от точного и неуклонного соблюдения юридических норм - законности - возникает правонарушение - виновное поведение праводееспособного лица, которое противоречит предписаниям норм права. Это поведение может выражаться в действии или бездействии; например - плохо проведенная поверка СИ (действие).

невыполненная поверка-СИ (бездействие). Различают два вида правонарушений:

проступки - правонарушения малой степени общественной опасности;

преступления - общественно опасные, противоправные, виновные и наказуемые деяния. В свою очередь проступки имеют три вида:

гражданские - в сферах имущественных или неимущественных отношений (неисполнение договора);

дисциплинарные - в сферах служебных отношений (посягательство на внутренний распорядок);

административные - в сферах государственного управления. При рассмотрении свершившегося правонарушения для объективного выбора санкции целесообразно обратить внимание на мотив - осознанное побуждение, которым руководствуются при совершении правонарушения. При этом следует учесть форму вины:

умысел прямой - способность предвидеть, сознательно допускать и желать последствий противоправного деяния;

умысел косвенный - способность предвидеть, но не желать наступления последствий;

неосторожность в виде противоправной самонадеянности -легкомысленный расчет на предотвращение вредных последствий деяния;

неосторожность в виде противоправной небрежности - непредвидение вредных последствий деяния - халатность. При установлении правонарушения, как следствие, наступает юридическая ответственность - вид государственного принуждения, возмездие, кара, установленные правом.

Юридическая ответственность имеет несколько принципов:

законность -юридическая ответственность только за виновное деяние (не за мысли, намерения или убеждения) на основании закона;

справедливость - принцип, по которому ответственность несет только виновный, взыскание или наказание соответствует тяжести содеянного, наказание не причиняет физических страданий и не ведет к жестокому обращению, за одно правонарушение следует только одно наказание;

целесообразность - соответствие меры воздействия целям юридической ответственности, что достигается индивидуализацией принудительных мер, смягчением применяемых мер с учетом возможности достижения цели;

неотвратимость наказания - наказуемость противоправного действия, при которой угроза наказания всегда существует, даже если наказание не последовало. Приняты и действуют следующие виды юридической ответственности:

гражданско-правовая (носит компенсационный характер) - возмещение вреда, уплата неустойки;

дисциплинарная - наложение таких дисциплинарных взысканий, как замечание, выговор, строгий выговор, увольнение;

административная - возникает при совершении административного проступка п устанавливается законодательством об административных правонарушениях:

уголовная - наиболее жесткая мера государственного воздействия. применяемая в судебном порядке; носит публичный характер, т.е. субъектом привлечения является государство, носит исключительно персональный характер.
19 мая 1995 г. в Российской Федерации был принят Федеральный Закон «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием законов Российской Федерации «О стандартизации», «Об обеспечении единства измерений», «О сертификации продукции и услуг». Этот Закон внес в Кодекс РСФСР об административных правонарушениях ряд изменений и дополнений, в частности, установлено:

«Нарушение должностными лицами или гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, обязательных требований государственных стандартов, за исключением лиц, совершивших правонарушение, предусмотренное статьей 146 (4) настоящего Кодекса, при реализации (поставке, продаже), использовании (эксплуатации), хранении или транспортировании продукции, а равно уклонение ими от предоставления продукции и (или) документов и сведений, необходимых для проведения государственного контроля и надзора, - влечет наложение штрафа в размере от пяти до ста минимальных размеров оплаты труда». «Нарушение ... правил поверки средств измерений, аттестованных методик выполнения измерений, требований к состоянию эталонов, установленных единиц величин или метрологических правил и норм в торговле, а равно выпуск, продажа, прокат или применение средств измерений, типы которых не утверждены, либо применение не поверенных средств измерений - влекут наложение штрафа в размере от пяти до ста минимальных размеров оплаты труда».
«Неисполнение ... в срок предписаний государственных инспекторов по надзору за государственными стандартами и обеспечению единства измерений - влечет наложение штрафа в размере от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда».

«Рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать административные взыскания от имени органов Комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации вправе: главный государственный инспектор Российской Федерации по надзору за государственными стандартами и обеспечению единства измерений; главные государственные инспектора республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов по надзору за государственными стандартами и обеспечению единства измерений».

Госстандартом России выпушены два документа, связанные с рассматриваемым вопросом и названные в разделе 4 настоящего пособия:

Временные методические указания «ГСИ. Применение юридических санкций за нарушение метрологических правил и норм»;

- Р 50.1.009-96 «Рекомендации по стандартизации. Порядок рассмотрения
органами Госстандарта России дел об административных правонарушениях».