LA  METROLOGIE  EST  QUALITE  DES  MEASURES

 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

 

Метрология. Теория

 

1 Законодательная метрология (Ю.А.Богомолов)

 

1.1. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ПРАВА

1.2. СТАНДАРТИЗАЦИЯ В РЫНОЧНЫХ УСЛОВИЯХ

1.3. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЗАКОНА РФ «Об обеспечении единства измерений»

1.4. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МЕТРОЛОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.5. О МЕТРОЛОГИЧЕСКОМ КОНТРОЛЕ

1.6. О ПОВЕРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.7. ПОВЕРКА СРЕДСТВ ИЗМЕРЕНИЙ НА ПРЕДПРИЯТИИ

1.8. КАЛИБРОВКА СРЕДСТВ ИЗМЕРЕНИЙ

1.9. ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕТРОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИЗМЕРЕНИЙ НА ПРЕДПРИЯТИИ

1.10. АККРЕДИТАЦИЯ МЕТРОЛОГИЧЕСКИХ СЛУЖБ НА ТЕХНИЧЕСКУЮ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

1.11. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ МЕТРОЛОГИЧЕСКИХ НОРМ

 

 

1.4. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МЕТРОЛОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Метрологическая деятельность весьма разнопланова и своеобразна. Ее теоретической основой является наука метрология; собственно процесс деятельности определяется понятием метрологическое обеспечение; а регулирование взаимоотношений в этой деятельности возлагается на государственную функцию;

- обеспечение единства измерений.

Метрологическая деятельность возникла и развивалась как деятельность прикладного характера, поэтому в значительной своей части она естественно участвует в общих рыночных отношениях, однако ее результаты должны отвечать особым требованиям «единства измерений»; в силу этого метрологическая деятельность является предметом правового регулирования, объектом воздействия права.

Как известно, право - это система общеобязательных норм, на основе которых складываются определенные отношения - правовые отношения. Эти нормы устанавливаются государством и обеспечиваются его принудительной силой.

Государственная функция требует государственного управления в свою очередь управление реализуется в определенной системе. Такой системой является национальная система измерений, включающая всех участников измерительного дела - разработчиков, производителей и пользователей средств измерений. Для достижения единства измерений формируются условия для функционирования «государственной системы обеспечения единства измерений» (ГСИ). Важнейшим звеном этой системы является «законодательная метрология». Формально этот термин обозначает «раздел метрологии, включающий комплексы взаимосвязанных и взаимообусловленных общих правил, требований и норм, а та-кже другие вопросы, нуждающиеся в регламентации и контроле со стороны государства, направленные на обеспечение единства измерений и единообразия средств измерений» (ГОСТ 16263). С переходом на законодательный принцип управления деятельностью по обеспечению единства измерений заложенное в этот термин смысловое значение несколько расширилось. Сегодня «законодательная метрология» претендует на включение в свой состав всей законодательной основы обеспечения единства измерений, в частности, это - эталоны единиц величин. Явного противоречия при этом не возникает, т.к. вторая половина определения («...другие вопросы, нуждающиеся в регламентации ... со стороны государства...»), естественно, может уточняться. В то же время «...комплексы взаимосвязанных ...общих правил, требований и норм...» попрежнему составляют традиционную основу «законодательной метрологии».

С 1 июня 1993 г. законодательная власть России ввела в действие Закон Российской Федерации «Об обеспечении единства измерений», который стал актом, обладающим высшей юридической силой в сферах измерительного дела. Он установил регулирование наиболее важных отношений. В этих условиях конкретизация основных положений Закона возлагается на акты правотворчества - подзаконные акты или нормативные документы законодательной метрологии. В соответствии с положениями юриспруденции эти документы являются актами органов исполнительной власти;

Закон установил, что таким органом является Госстандарт России.

Госстандарт России разработал и ввел в действие около сорока нормативных документов по обеспечению единства измерений.

Новое типовое положение о метрологической службе представляет ПР 50-732-93 «ГСИ. Типовое положение о метрологической службе государственных органов управления Российской Федерации и юридических лиц».

В условиях рыночных отношений весьма полезны правила ПР 50.2.015-94 «ГСИ. Порядок определения стоимости (цены) метрологических работ».

Требования к головным и базовым организациям по метрологии, а также установление их компетентности регламентируются ПР 50.2.008-94 «ГСИ. Порядок аккредитации головных и базовых организаций метрологических служб государственных органов управления Российской Федерации и объединений юридических лиц».

Ранее проводившиеся государственные испытания средств измерений заменены испытаниями с целью утверждения типа; их новый порядок установлен в ПР 50.2.009-94 «ГСИ. Порядок проведения испытаний и утверждения типа средств измерений», МИ 2146-95 «ГСИ. Порядок разработки и содержание программ испытаний средств измерений для целей утверждения их типа», ПР 50.2.010-94 «ГСИ. Требования к государственным центрам испытаний и порядок их аккредитации», ПР 50.2.011-94 «ГСИ. Порядок веления Государственного Реестра средств измерений».

Испытания средств измерений на добровольной основе могут проводиться в «Системе сертификации средств измерений», что регламентируется МИ 2277-93 «ГСИ. Система сертификации средств измерений. Основные положения и порядок проведения работ». МИ 2278-93 «ГСИ. Система сертификации средств измерений. Органы по сертификации», ПР РСК 002-95 «Калибровочные клейма», МИ 279-93 «ГСИ. Система сертификации средств измерений. Порядок ведения Реестра Системы».

Вопросы поверки получили пояснения в ПР 50.2.006-94 «ГСИ. Порядок проведення поверки средств измерений», МИ 1837-93 «ГСИ. Типовое положение о контрольно-поверочном пункте территориального органа Госстандарта РОССИИ),', ММ 2284-94 «ГСИ. Документация поверочных лабораторий», ПР 50.2.007-94 «ГСИ. Доверительные клейма», ПР 50.2.012-94 «ГСИ. Порядок аттестации поверителей средств измерений», ПР 50.2.014-96 «ГСИ. Аккредитация метрологических служб юридических лиц на право поверки средств измерений», МИ 2273-93 «ГСИ. Области использования средств измерений, подлежащих поверке», МИ 2322-95 «ГСИ. Типовые нормы времени на поверку средств измерений».

Для упорядочения деятельности по калибровке средств измерений Госстандарт России создал «Российскую систему калибровки», ее документы: ПР 50.2.017-95 «ГСИ. Положение о Российской системе калибровки», ПР 50.2.016-94 «ГСИ. Требования к выполнению калибровочных работ», ПР 50.2.018-95 «ГСИ. Порядок аккредитации метрологических служб юридических лиц на право проведения калибровочных работ», Р РСК 001-95 «РСК. Типовое положение о калибровочной лаборатории», ПР РСК 002-95 «РСК. Калибровочные клейма».

С 1 июля 1997 г. введен новый ГОСТ Р 8.563-96 «ГСИ. Методики выполнения измерений», дополнительная регламентация этих работ дается в МИ 2377-96 «ГСИ. Разработка и аттестация методик выполнения измерений», ПР 50.2.013-97 «ГСИ. Порядок аккредитации метрологических служб юридических лиц на право аттестации методик выполнения измерений и проведения метрологической экспертизы документов».

Определенные виды метрологической деятельности в соответствии с Законом требуют лицензирования, что проводится в соответствии с ПР 50.2.005-94 «ГСИ. Порядок лицензирования деятельности по изготовлению, ремонту, продаже и прокату средств измерений».

Надзор за метрологической деятельностью, выполнением метрологических правил и норм осуществляется в соответствии с ПР 50.2.002-94 «ГСИ. Порядок осуществления государственного метрологического надзора за выпуском, состоянием и применением средств измерений, аттестованными методиками выполнения измерений, эталонами и соблюдением метрологических правил и норм», ПР 50.2.003-94 «ГСИ. Порядок осуществления государственного надзора за количеством товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций», ПР 50.2.004-94 «ГСИ. Порядок осуществления государственного метрологического надзора за количеством фасованных товаров в упаковках любого вида при их расфасовке и продаже», МИ 2304-94 «ГСИ. Метрологический контроль и надзор, осуществляемые метрологическими службами юридических лиц».

Кроме перечисленных документов разработан ряд рекомендательных материалов:

- МИ 2357-95 «ГСИ. Порядок разработки и реализации программ метрологического обеспечения отраслей народного хозяйства, важнейших научно-технических проблем»;

- МИ 2240-92 «ГСИ. Анализ состояния измерений, контроля и испытаний на предприятии, в организации, объединении. Методика и порядок проведения работ»;

- МИ 2386-96 «ГСИ. Анализ состояния измерений, контроля и испытаний в центрах (лабораториях), осуществляющих сертификацию продукции и услуг. Методика проведения работ»;

- МИ 2427-97 «ГСИ. Оценка состояния измерений в испытательных и измерительных лабораториях».

В условиях законодательного принципа управления метрологической деятельностью целесообразно изучить также Временные методические указания «ГСИ. Применение юридических санкций за нарушение метрологических правил и норм. а также Р 50.1.009-96 «Рекомендации по стандартизации. Порядок рассмотрения органами Госстандарта России дел об административных правонарушениях».