|
||||||||||||||||||||||
|
Метрология. Теория
1 Законодательная метрология (Ю.А.Богомолов)
1.1. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ПРАВА1.2. СТАНДАРТИЗАЦИЯ В РЫНОЧНЫХ УСЛОВИЯХ1.3. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЗАКОНА РФ «Об обеспечении единства измерений»1.4. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МЕТРОЛОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ1.5. О МЕТРОЛОГИЧЕСКОМ КОНТРОЛЕ1.6. О ПОВЕРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ1.7. ПОВЕРКА СРЕДСТВ ИЗМЕРЕНИЙ НА ПРЕДПРИЯТИИ1.8. КАЛИБРОВКА СРЕДСТВ ИЗМЕРЕНИЙ1.9. ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕТРОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИЗМЕРЕНИЙ НА ПРЕДПРИЯТИИ1.10. АККРЕДИТАЦИЯ МЕТРОЛОГИЧЕСКИХ СЛУЖБ НА ТЕХНИЧЕСКУЮ КОМПЕТЕНТНОСТЬ1.11. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ МЕТРОЛОГИЧЕСКИХ НОРМ
1.10. АККРЕДИТАЦИЯ МЕТРОЛОГИЧЕСКИХ СЛУЖБ НА ТЕХНИЧЕСКУЮ КОМПЕТЕНТНОСТЬВ рыночных условиях предприятия, производящие продукцию или оказывающие услуги, имеют основной целью своей деятельности получение прибыли. Для достижения этой цели предприятия последовательно решают ряд задач. Для производства выбирают продукцию, услуги (далее - продукция), которые будут востребованы на рынке [10.1], а разница в затратах по себестоимости и получаемого возврата от реализации принесут прибыль. Технический уровень и технология изготовления продукции должны обеспечить ей привлекательное качество, а также сократить до минимума затраты на брак, рекламации, гарантийный ремонт и излишний сервис. Однако в современных условиях этого недостаточно, чтобы удержаться на рынке рядом с профессионально работающими конкурентами. Одним из важных показателей рыночной экономики является преобладание предложений над спросом. В этих условиях потребитель (покупатель) отдает предпочтение производителям, которые вызывают доверие. Доверие покупателей формируется годами и завоевывается стабильным качеством. Но в условиях динамичных рыночных отношений выбор производителя (поставщика, партнера) должен решаться оперативно, и для этого разработан и реализуется ряд чисто рыночных процедур. Так сертификация систем качества производителя позволяет застабилизировать технологически процесс и обеспечить, установленное качество. При этом выборочная сертификация продукции может с уверенностью характеризовать серийное производство. В дополнение к отмеченному, в последние годы в России масштабно разворачивается работа по анализу конкретной деятельности производителя и установлению технической компетентности в этой деятельности; эта процедура называется «аккредитация». По своей сути аккредитация это - научно-техническое и организационно-правовое оформление компетентности. Использование приведенных терминов обосновывается следующим образом. Компетентный орган (орган по аккредитации) проводит анализ деятельности производителя, что составляет элемент научных исследований, устанавливает соответствие имеющегося технического оснащения качеству производимых работ (оказываемых услуг), рассматривает структуру юридического лица (его подразделения), т.е. анализирует менеджмент на предмет соответствия поставленным целям, а в итоге - выдает юридический документ, свидетельствующий о компетентности и устанавливающий определенную ответственность, как производителя, так и компетентного органа, выполнившего аккредитацию.
Если имидж аккредитующего органа
безупречен, то это обеспечивает доверие потребителей (покупателей) к
аккредитованному производителю товаров и услуг, что значительно
сокращает для производителя сроки завоевания рынка. Аккредитация - аттестация официально признанным органом производственных мощностей, возможностей, объективности, компетенции и целостности агентства (посредника), группы или отдельного лица, занимающихся обслуживанием или производственной деятельностью в связи с предоставлением конкретной услуги или выполнением конкретной работы [10.2]. Аккредитация лабораторий - официальное признание того, что испытательная лаборатория правомочна осуществлять конкретные испытания или конкретные типы испытаний [10.3]. Сертификация - деятельность по подтверждению соответствия продукции установленным требованиям [10.4]. Из приведенных определений явного пересечения в деятельности по аккредитации и сертификации не видно, т.к. сертификация относится к продукции, а аккредитация - к деятельности юридического лица (лаборатории). Однако в Законе РФ «О сертификации продукции и услуг» под продукцией понимаются в т.ч. услуги и иные объекты. И в этой ситуации рамки системы сертификации четко не ограничены, следовательно, там, где по определенной логике должна бы проводиться аккредитация, может проводиться сертификация. Интересно взаимодействие терминов «аттестация» и «аккредитация». Аттестация лабораторий - проверка испытательной лаборатории с целью определения ее соответствия установленным критериям аккредитации лаборатории [10.3]. Из этого можно понять, что аттестация является составной частью более емкой операции аккредитации. Кроме уточнения функций терминология позволяет сделать определенные выводы об организации работ по аккредитации. Система аккредитации лаборатории - система располагающая собственными правилами процедуры и управления для осуществления аккредитации лабораторий [10.3]. Т.е. предполагается формирование определенной системы со своими правилами и регламентом, из чего следует, что желающему пройти аккредитацию должно быть далеко не безразлично, в какой системе аккредитовать свою компетентность. Целесообразно обратить внимание на положение аккредитующего (аттестующего) органа. Аттестующий орган - третья сторона, которая проводит оценку и регистрирует системы качества поставщиков на соответствие стандартам на системы качества [10.5]. Положение третьей стороны в определенной степени говорит о ее независимости. В рыночных отношениях участвуют производитель и потребитель (покупатель), а также государство. Создать какое-либо юридическое лицо, абсолютно от них не зависящее, практически невозможно, т.к. в качестве учредителя (соучредителей) выступают государственные, акционерные, частные либо какие-то иные структуры, имеющие свои интересы. В мировой практике достаточно часто предпочтение отдается негосударственной некоммерческой организации («некоммерческая» говорит о том, что ее учредители не получают дивидендов). При аккредитации юридическое лицо, как правило, стремиться получить не только документ о признании компетентности, но и повысить свой профессиональный уровень деятельности. С учетом этого выбор системы аккредитации и аккредитующего органа далеко не безразличен. В этом существует некая дилемма. Компетентность устанавливается по соответствию определенным требованиям, которые характерны для соответствующей системы (каждая деятельность связана с определенной системой). Аккредитация в собственной системе может быть необъективной, аккредитация со стороны может быть формальной, некомпетентной. Рыночный механизм нашел определенный компромисс. Компетентная система создает независимую систему аккредитации с необходимым количеством органов по аккредитации (независимую юридически, организационно и экономически). Эти органы по аккредитации проводят аккредитацию в рамках установленного порядка. В своей деятельности эта система аккредитации имеет вне штата высококвалифицированных экспертов из компетентной системы, ее создавшей. Осуществляя аккредитацию конкретного юридического лица, орган по аккредитации привлекает к работе своих внештатных экспертов, выбирая их с учетом их независимости от аккредитуемого объекта. Таким путем достигается независимость и компетентность аккредитации. Госстандартом России в 1995 г. оформлена «Система аккредитации органов по сертификации, испытательных и измерительных лабораторий» и выпущен ряд государственных стандартов серии ГОСТ Р 51000. В частности, ГОСТ Р 51000.1 устанавливает общие требования, применяемые в Российской Федерации к системам аккредитации объектов, осуществляющих деятельность в области оценки соответствия, включая испытания, измерения и сертификацию, в обязательной (законодательно регулируемой) и (или) добровольной сферах. Аккредитация на техническую компетентность в рамках метрологической деятельности, или, можно сказать, «аккредитация на метрологическую компетентность» - понятие достаточно четкое и границы распространения этой аккредитации очерчены Государственной системой обеспечения единства измерений (ГСИ). В рамках ГСИ аккредитация, т.е. подтверждение компетентности, распространяется на метрологические службы предприятий, измерительные и испытательные лаборатории и т.п. Профессионально разработана аккредитация юридических лиц в таких видах деятельности, как: измерения (в частности, аналитический, радиационный контроль); поверка и калибровка средств измерений; аттестация методик выполнения измерений; метрологическая экспертиза технической документации: осуществление метрологического надзора и др. В ГСИ аккредитация подразделяется на обязательную н добровольную; под обязательную аккредитацию попадают: испытания с целью утверждения типа средств измерений, поверка средств измерений и аттестация методик выполнения измерений. Для прохождения аккредитации на техническую компетентность необходимо иметь соответствующим образом оформленное юридическое лицо с определенной компетенцией, организованный менеджмент, достаточную техническую базу и нормативное обеспечение, а также специалистов соответствующего профиля и квалификации. В ГСИ выпущены следующие документы по аккредитации: ПР 50.2.008-94 «ГСИ. Порядок аккредитации головных и базовых организаций метрологических служб государственных органов управления Российской Федерации и объединений юридических лиц»; ПР 50.2.010-94 «ГСИ. Требования к государственным центрам испытаний и порядок их аккредитации»; ПР 50.2.013-97 «ГСИ. Порядок аккредитации метрологических служб юридических лиц на право аттестации методик выполнения измерений и проведения метрологической экспертизы документов)/; ПР 50.2.014-96 «ГСИ. Аккредитация метрологических служб юридических лиц на право поверки средств измерений»; ПР 50.2.018-95 «ГСИ. Порядок аккредитации метрологических служб юридических лиц на право проведения калибровочных работ»; МИ 2278-93 «ГСИ. Система сертификации средств измерений. Органы по сертификации. Порядок аккредитации»; МИ 2492-98 «ГСИ. Порядок аккредитации метрологических служб юридических лиц на техническую компетентность в осуществлении метрологического надзора»; ПР РСК 001-95 «Порядок регистрации государственных научных метрологических центров и органов Государственной метрологической службы в качестве аккредитующих органов в Российской системе калибровки»; ПР РСК 003-98 «Порядок осуществления инспекционного контроля за соблюдением аккредитованными метрологическими службами требований к проведению калибровочных работ». Рекомендуемая литература: 10.1. Приборы. Справочный журнал. 1999, No 1 («Управление качеством продукции», Стр. 49). 10.2. ЕОК 6 «Словарь терминов, используемых в области общего руководства качеством». 10.3. ИСО МЭК. Рук. 2 «Общие термины и определения в области стандартизации и смежных видов деятельности».
10.4. РОСС RU.0001.000100 «Правила по
проведению сертификации в РФ».
|
|
||||||||||||||||||||
|