LA  METROLOGIE  EST  QUALITE  DES  MEASURES

 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

 

Метрология. Теория

 

2 Метрологическое обеспечение (Глушкова О.Г., Медовикова Н.Я., Рейх Н.Н)

 

2.1. РОЛЬ ИЗМЕРЕНИЙ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ, ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ В ОБЛАСТИ МЕТРОЛОГИИ

2.2.КРАТКИЕСВЕДЕНИЯ ИЗ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ МЕТРОЛОГИИ

2.3. НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТРОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

2.4. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ОСНОВА МЕТРОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

2.5. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ МЕТРОЛОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.6. МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В ОБЛАСТИ МЕТРОЛОГИИ

 

 

2.5. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ МЕТРОЛОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

2.5.1 ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО В ОБЛАСТИ МЕТРОЛОГИИ

2.5.2 НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ПО МЕТРОЛОГИИ

2.5.3.СТАНДАРТИЗАЦИЯ И МЕТРОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ В БАНКОВСКОМ ДЕЛЕ

 

 

2.5.1 ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО В ОБЛАСТИ МЕТРОЛОГИИ

Неуклонно возрастающая значимость и ответственность измерений и измерительной информации обусловили необходимость установления в законодательном порядке целого комплекса правовых и нормативных положений, соблюдение которых направлено на обеспечение единства и требуемой точности измерений.

Законодательные основы российской метрологии определены сегодня самыми высокими актами:

Конституция Российской Федерации (статья 71, р) устанавливает, что в ведении Российской Федерации находятся стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени. Таким образом эти положения Конституции РФ закрепляют централизованное руководство основными вопросами законодательной метрологии (единицы величин, эталоны и связанные с ними другие метрологические основы).
Закон РФ "Об обеспечении единства измерений", устанавливающий правовые основы обеспечения единства измерений, регулирует отношения государственных органов управления Российской Федерации с юридическими и физическими лицами по вопросам изготовления, выпуска, эксплуатации, ремонта и импорта средств измерений и направлен на защиту прав и законных интересов граждан, установленного правопорядка и экономики Российской Федерации от отрицательных последствий недостоверных результатов измерений.

Постановление Правительства РФ от 12 февраля 1994 года N 100 "Об организации работ по стандартизации, обеспечению единства измерений, сертификации продукции и услуг".

Для реализации положений Закона РФ " Об обеспечении единства измерений" разработаны подзаконные акты - нормативные документы по метрологии. Нормативные документы, принятые до принятия Закона и не противоречащие ему, допущены к применению.

Закон РФ "Об обеспечении единства измерений" принят в апреле 1993 года. Закон определяет:

-основные метрологические понятия (приведены определения основных метрологических терминов);

- компетенцию Госстандарта России в области обеспечения единства измерений;

- единицы величин, государственные эталоны, средства измерений и методики выполнения измерений;

- компетенцию и структуру Государственной метрологической службы и других государственных служб обеспечения единства измерений;

- метрологические службы государственных органов управления Российской Федерации и юридических лиц (предприятий и организаций);

- сферы распространения государственного метрологического контроля и надзора;

- виды государственного метрологического контроля и надзора;

- права, обязанности и ответственность государственных инспекторов по обеспечению единства измерений;

-условия использования средств измерений в сферах распространения государственного метрологического контроля и надзора (утверждение типа, поверка);

- требования к выполнению измерений по аттестованным методикам;

- основные положения калибровки и сертификации средств измерений;

- лицензирование деятельности предприятий и физических лиц по изготовлению, ремонту, продаже и прокату средств измерений;

- ответственность за нарушение положений Закона;

- источники финансирования работ по обеспечению единства измерений.

 

2.5.2 НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ПО МЕТРОЛОГИИ

Нормативные документы ГСИ устанавливают основные требования в области метрологического обеспечения. Первые метрологические стандарты были утверждены в 1966 г, а в 1979 г. - первые руководящие документы (РД 50- ......). В 1973 году в метрологии были введены в практику документы рекомендательного характера - МИ, получившие широкое признание и распространение.

После принятия Закона были разработаны нормативные документы в виде правил (ПР 50.2....... ), которые проходят регистрацию в Минюсте и имеют обязательный характер.

Основными объектами стандартизации (регламентации) являются:

-общие правила и нормы по метрологии;

-государственные поверочные схемы;

-нормы точности измерений;

-методики выполнения измерений;

-методики поверки средств измерений.

Основополагающие нормативные документы регламентируют практически все метрологические аспекты и виды метрологической деятельности.

В группу основополагающих стандартов, правил (ПР) и рекомендаций метрологических институтов (МИ) входят около 150 документов ГСИ. Большая часть документов ГСИ регламентирует организацию и порядок выполнения различных видов метрологических работ (поверка средств измерений, разработка и аттестация методик выполнения измерений, метрологическая экспертиза технической документации, испытания средств измерений в целях утверждения типа, государственный метрологический контроль и надзор, лицензирование предприятий по различным направлениям метрологической деятельности, анализ состояния измерений, аккредитация метрологических служб, типовые положения о метрологической службе и другие вопросы). Это так называемые организационные документы.

Другая часть основополагающих документов ГСИ регламентирует методики проведения ряда метрологических работ (оценивание погрешности измерений, установление межповерочного интервала, оценивание метрологических характеристик средств измерений, выбор средств измерений, расчет экономического эффекта от внедрения средств и методик выполнения измерении, установление значений параметров методик поверки и другие вопросы).

Еще одна часть основополагающих документов ГСИ устанавливает метрологические термины и их определения, единицы величин, классы точности и нормируемые метрологические характеристики средств измерений, формы представления погрешностей и др.

В группе документов на государственные поверочные схемы около 180 ГОСТ и МИ.

Они играют значительную роль в поверочной (калибровочной) деятельности метрологических служб. При организации поверки (калибровки) государственные поверочные схемы используются непосредственно или к ним "привязываются" локальные поверочные схемы.

Документы на нормы точности измерений содержат:

погрешности, допускаемые при измерении линейных размеров (ГОСТ 8.051, ГОСТ 8.549), нормы точности дозирования торговыми автоматами ГОСТ 10309), нормы точности определения массы в резервуарах (ГОСТ 8.378), нормы точности взвешивания и дозирования (ГОСТ 13712) и ряд других норм точности измерений.
В группе документов ГСИ на методики выполнения измерений около 190 ГОСТ, ПР и МИ. Эта группа документов в ближайшее время будет развиваться, т.к. использование таких документов существенно облегчит применение аттестованных методик выполнения измерений, что требует Закон РФ "Об обеспечении единства измерений"(ст.9).

Наиболее многочисленная группа документов ГСИ - НД на методики поверки средств измерений. В ней около 1900 ГОСТ, и МИ. В этих документах регламентированы методы, средства и условия поверки, алгоритмы ее проведения и обработки результатов измерений, способы оформления результатов поверки. Положения документов на методики поверки являются обязательными.

В настоящее время разработаны и применяются около 80 Типовых программ испытаний для целей утверждения типа средств измерений. Эти документы могут потребоваться метрологическим службам при разработке и применении единичных экземпляров средств измерений, используемых в сферах распространения государственного метрологического контроля и надзора.

Процесс совершенствования нормативной базы в области обеспечения единства измерений продолжается.

Положения Закона РФ "Об обеспечении единства измерений" и документов ГСИ нередко требуют конкретизации, которая реализуется в документах министерств и ведомств (ОСТ) и предприятий (СТП).

Деятельность по метрологическому обеспечению предприятий и организаций подлежит надзору со стороны Госстандарта России. Государственный метрологический надзор за обеспечением единства измерений осуществляют должностные лица Госстандарта России- государственные инспекторы. Государственный метрологический надзор осуществляется: за выпуском, состоянием и применением средств измерений, аттестованными методиками выполнения измерений, эталонами единиц величин, соблюдением метрологических правил и норм; за количеством товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций; за количеством фасованных товаров в упаковках любого вида при их расфасовке и продаже.

Ответственность за нарушение метрологических норм и правил установлена Законом РФ " Об обеспечении единства измерений" (ст.25). К юридическим и физическим лицам, а-гакже к государственным органам управления, виновным в нарушении метрологических правил и норм, применяются соответствующие положения действующего административного, гражданского или уголовного законодательства. В соответствии с законодательством о труде физические лица могут привлекаться к дисциплинарной ответственности администрацией предприятия.

 

2.5.3.СТАНДАРТИЗАЦИЯ И МЕТРОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ В БАНКОВСКОМ ДЕЛЕ

В странах с хорошо развитой инфраструктурой стандартизованы показатели качества финансовых и банковских технологий, кредитной и инвестиционной политики, автоматизированных систем управления финансовыми ресурсами и расчетно-кассовыми операциями, а также требования к ним.

Отечественная практика банковских операций и технологий еще не позволяет предложить субъектам финансового рынка весь спектр общепринятых в международной практике финансовых услуг. Вместе с тем отечественное законодательство о защите прав потребителей, о стандартизации, сертификации продукции и услуг, об обеспечении единства измерений позволяет в рамках государственной антимонопольной политики стимулировать рост конкурентоспособности финансовых услуг и кредитных учреждений России новыми методами.

В России имеется прекрасный инструмент, позволяющий банкам и кредитным организациям реализовать свои интересы -законодательная метрология. Измерительные технологии прямо или косвенно присутствуют в банковских операциях при идентификации и обработке документов, ценных бумаг, валют, дебетовых и кредитных карточек, учете и депозитном хранении материальных ценностей, кредитовании под залог или технологии, расчетно-кассовых и клиринговых операциях и т.д.

В 1994 г. Приказом Госстандарта России был создан Технический комитет (ТК 336) "Метрологическое обеспечение банковских операций". Комитет координирует свои работы с техническим комитетом по стандартизации "Документы и информация в учреждении, торговле, промышленности, банковском деле", готовит предложения и материалы по взаимодействию с международными и зарубежными организациями по стандартизации в области метрологического обеспечения банковских операций. В настоящее время приняты следующие документы:

ГОСТ Р 8.561-95 "ГСИ. Метрологическое обеспечение банковских технологий. Общие положения ", устанавливает общие положения и .требования к метрологическому обеспечению банковских технологий, подлежит применению российскими банками и учреждениями, реализующими банковские технологии, а также организациями и предприятиями, проектирующими технические системы, используемые в банковских технологиях, их программное, математическое, информационное и организационное обеспечение, а также проводящими сертификационные испытания таких систем.

МИ 2328-95 "ГСИ. Рекомендации по формированию перечня объектов и их параметров, использующихся при осуществлении банковских операций и подлежащих метрологическому контролю и надзору, предназначены для оказания методической помощи руководителям банков и кредитных учреждений при составлении перечней объектов и их параметров, подлежащих метрологическому контролю и надзору, и могут использоваться при сертификационных испытаниях технических и программных средств банковских технологий, систем обработки, хранения и защиты информации в области банковских операций.

Перечень объектов и их параметров, подлежащих метрологическому контролю и надзору, формируется из объектов, непосредственно принимающих участие в осуществлении конкретных банковских операций, а также объектов и их параметров, косвенным образом обеспечивающих эффективность банковских технологий, оперативность и качество выполнения банковских операций.

Под объектами, подлежащими метрологическому контролю и надзору, понимаются средства и методики измерений (анализа), технические и программные средства, характеристики которых гарантируют точность и стабильность обработки, хранения, а также защиту информации, обеспечивают отсутствие ошибок, арбитражные процедуры в целях защиты прав вкладчиков и интересов участников финансового рынка при выполнении банковских операций.

Под параметрами, подлежащими метрологическому контролю и надзору, понимаются конкретные характеристики технических и программных средств (включая носителей информации), отклонения значений которых от нормируемых или рекомендуемых может привести к ошибкам и материальным потерям при осуществлении банковских операций.

Под технологиями, подлежащими метрологическому обеспечению, понимается упорядоченная совокупность функционально и информационна, взаимосвязанных операций, процессов, процедур и работ, обеспеченных необходимыми ресурсами (кадровыми, финансовыми, материально-техническими, информационными, программно-математическими и др.), реализуемых техническими и человеко-машинными системами и направленных на достижение эффективности технологий.